Италия.
Одни только имена – Lamborghini и Ferrari уже внушают уважение. Что говорить о технических изысках! Уроженца Болоньи – Lamborghini Murcielago бьется в груди горячее 12-цилиндровое сердце мощностью 580 л.с. Как и у большинства машин с такими моторами, блок цилиндров имеет форму латинской буквы V. Подобная конфигурация позволяет сделать мотор компактным (у «ламбы» он установлен за сиденьями перед задней осью для лучшей развесовки), а угол 60 градусов между цилиндрами позволяет свести к минимуму вредные вибрации и шум при работе. Оригинально выполнена система охлаждения – на входе в большие воздухозаборники перед задними колесами установлены заслонки, которыми управляет электроника. Обычно они прикрыты для лучшей аэродинамики и скоростных показателей. На как только температура охлаждающей жидкости начинает повышаться, они поворачиваются, открывая воздуху путь к радиаторам. Ferrari придерживается своих семейных традиций. Два ряда по шесть цилиндров разделены на угол 65 градусов. Такие моторы установлены на Ferrari-575 Maranello и ее преемнице – модели Scaglietti. Но все самое лучшее (в том числе и опыт «Формулы-1») разработчики из Маранелло оставили для эксклюзивной машины, названной в четь отца фирмы – Энцо Феррари. Ее шестилитровый двигатель развивает 660 л.с., и это лучшее достижение среди агрегатов V12. Такой мощности достаточно, чтобы преодолеть скоростной рубеж в 350 км/ч. Благодаря новым технологиям литья двигатель получился чрезвычайно легким – всего 235 кг. Поршни сделаны из специального алюминиевого сплава, шатуны из титана, а стенки цилиндров покрыты износостойким материалом – никосилом. Внушительный крутящий момент 650 Н*м идет на задние колеса через полуавтоматическую шестиступенчатую коробку передач. Как и пилоты первой формулы, водитель Enzo переключает передачи рычагами на рулевой колонке. Жаль, владеть этим породистым жеребцом уготовлено только избранным – выпуск ограничен, и только желания и денег недостаточно.
Четыре кольца.
Концерн Audi-Volkswagen всегда славился оригинальными техническими решениями. Разрабатывая новый 12-цилиндровый двигатель, мотористы не ударили лицом в грязь. Чтобы агрегат уместился под капотом седанов представительского класса Audi A8 и Volkswagen Phaeton, они спроектировали двигатель, формой напоминающий букву W. Представь, две узкие V-образные шестеренки объединены под углом 72 градуса. Получился, пожалуй, самый компактный мотор среди 12-цилиндровых: его длина не превышает 513, а ширина – 690 мм. К тому же W12 еще и очень легкий, ведь большинство деталей изготовлены из алюминиевых и магниевых сплавов. Этот немецкий двигатель дал жизнь и другому W12, установленному на Bentley Continental GT. Чтобы поднять мощность при тех же шести литрах рабочего объема, установили два турбонагнетателя и радиаторы для охлаждения надувного воздуха. А чтобы мотор запел басовитым голосом, изготовили оригинальную выпускную систему, форму же и длину выпускного трубопровода подогнали под взрывной характер купе для богатых. Вот один из способов, как сделать из хорошего физкультурника настоящего спортсмена.
Не исключено, что Audi-Volkswagen сотворят еще один 12-цилиндровый двигатель. Недавно концерн купил итальянскую фирму Lamborghini, и на новой модели Gallardo уже работает немецкий мотор, правда V10. А блок будущего агрегата для итальянского суперкара наверняка сделают в форме буквы W.
О, май бах!
Первым, установившим на свои 12-цилиндровые моторы турбонаддув, был концерн DaimlerChrysler. А самым массовым (если так можно выразиться) автомобилем с V12 является седан представительского класса – модель S600. Под капотом нового «шестисотого» ржут 517 лошадей, а максимальный крутящий момент достигает 830 Н*м. Из ярких фамильных черт – головки из сверхлегкого магниевого сплава с тремя (у большинства четыре) клапанами на цилиндр, а смесь в каждой камере сгорания поджигает пара свечей. При этом система управления двигателем сама отслеживает пропуски зажигания и перестает подавать бензин в этот цилиндр, чтобы не вывести из строя нейтрализатор.
Возродив марку Maybach, концерн DaimlerChrysler установили на новые VIP-лимузины модернизированные двигатели от S600. Мощность подняли, увеличив давление наддува и немного изменив управляющую программу. Форсировать серийный V12 берутся и придворные тюнинговые фирмы. AMG, увеличив рабочий объем, установив более мощные тербонагреватели, поколдовав с железом и софтом, завоевали лидерство в компании «самый высокий крутящий момент среди V12». Двигатели, которые устанавливают на дорогие седаны S65 и купе CL65, развивают 1000Н*м. И, скорее всего, это не предел! Mercedes, а точнее, фирме AMG, принадлежит еще один рекорд – V12 с самым большим рабочим объемом. 7,3 литровый двигатель с мощностью 555 л.с. установлен на дорогой итальянский спорткар Pagani Zonda S7.3. Благодаря этому агрегату горячий ветер, дующий с Анд (именно его именем Горацио Пагани и назвал свое детище), развивает скорость около 340 км/ч, а первую сотню разменивает всего за 3.7 с.
Баварские мотивы.
Фирма BMW пока единственная, кто оснащает свои моторы V12 впрыском топлива непосредственно в камеру сгорания. Преимущества такой системы питания очевидны – повышаются мощностные показатели, скромнее становится расход топлива, сокращается выброс вредных вещества в атмосферу. По всей видимости, на баварскую топливную диету в скором времени посадят и остальные 12-цилиндровые моторы. А пока владельцы модели BMW-760 могут гордиться этим фактом.
Относительно недавно концерн BMW купил права на марку Rolls Royce. Разрабатывая новую модель Phantom, немецкие специалисты убили двух зайцев – сохранили британский фирменный стиль и при этом нашпиговали машину множеством технических изюминок. Под капотом, который венчает патетическая фигура «Дух экстаза», урчит V12 ручной сборки. В его основе лежит конструкция серийного 12-цилиндрового мотора BMW. Об этом нетрудно догадаться про родовые признаки – непосредственный впрыск, системы, регулирующие фазы и высоту подъема клапанов, схожие материалы. Рабочий объем в угоду традициям увеличен с 6 до 6.75 л – именно таким он был на прошлых Rolls Royce. Какова была мощность у этих двигателей, известно только в узких кругах – в рекламных буклетах ее указывают как «достаточную». Впрочем, и в способностях нынешних 460 лошадок сомневаться не стоит.
Двигатели V12 – шедевры конструкторской мысли, как, впрочем, и автомобили, на которых они установлены. И как истинные произведения искусства доступны, увы, немногим. А если тебе все же посчастливиться стать обладателем такого чуда, скрытому под капотом. Ведь лошадей покупают не только для того, чтобы пахать поля или выигрывать на скачках. |