Гениальный инженер-самоучка Этторе Бугатти, великий конструктор ХХ века доктор Фердинант Порше, железный Комендаторе Энцо Феррари… В каждой машине вместе с именем живет и дух основателя фирмы. Но если дух Форда или Рено растворился в миллионах одинаковых машин, то частица души Уолтера Оуэна Бентли по-прежнему живет в каждом из автомобилей Bentley, ведь их выпускается немногим более тысячи экземпляров в год.
Основатель Bentley Motors родился в 1888 году в семье преуспевающего лондонского бизнесмена. Золотой век автомобиля еще не наступил - в те годы совершенство и скорость олицетворяли паровозы, и Бентли сперва выбрал стезю железнодорожного инженера, но потом увлекся мотогонками, а затем и соревнованиями четырехколесных экипажей. В 22 года он приобрел свой первый автомобиль – двухместный Riley V-Twin, а вскоре вместе с одним из братьев создает фирму по импорту спортивных французских машин DFP.
В те годы был известен только один способ преуспеть в автобизнесе – побеждать в гонках. Взять почти любую из нынешних знаменитых марок – каждая из них прославилась в начале ХХ века спортивными победами, и часто фамилия гонщика совпадала с названием машины. В 1913 году, значительно доработав мотор французского автомобиля (первым в мире применив поршни из легкого алюминиевого сплава), Бентли бьет на нем национальный рекорд скорости: его 2-литровый DFP разгоняется до 145 км.
В период Первой мировой войны начинающий конструктор поступил на службу в военно-воздушный департамент королевского морского флота: внедрять алюминиевые поршни на авиационные двигатели Rolls-Royce и разрабатывать моторы для самолетов – Bentley Rotary1 и Bentley Rotary2.
История автомобиля Bentley начинается после войны, в 1919 году, когда Уолтер создает компанию Bentley Motors Ltd и демонстрирует свое первое детище на лондонском автошоу. Это было большое даже по тем временам шасси с 3-литровым 70-сильным двигателем. Сторонником миниатюризации Бентли не был, и его последующие модели становились все больше, дороже и быстрее. К началу 30-х годов на Bentley стали устанавливать 8-литровые моторы!
Гонки оставались основным приоритетом, и коньком Бентли и его команды были соревнования на выносливость: пять раз огромные темно-зеленые машины под британским флагом побеждали в 24-часовых гонках в Ле-Мане. Этторе Бугатти, наблюдая, как мимо проносятся громадные Bentley, произнес: "Мой друг мистер Бентли выпускает самые быстрые в мире грузовики”.
О команде, приносившей Bentley одну победу за другой, стоит сказать особо. В то время не существовало профессиональных пилотов: гонки были спортом элитарным. И знаменитые на все Британское Содружество Bentley Boys были именно такими: молодыми аристократами и плейбоями. Тим Биркин числился крупным текстильным магнатом, Берни Рубин владел сельскохозяйственными угодьями и плантациями жемчуга в Австралии, а Вульф Барнато получал прибыли с доставшихся ему от отца алмазных приисков в Южной Африке. Он же все эти годы и финансировал разработки Уолтера Бентли.
Все окончилось с приходом Великой Депрессии. В 1931 году компания Bentley Motors Ltd была продана с аукциона. Покупателем выступил анонимный паевой фонд, и вскоре стало известно, что за покупкой стояли его давние конкуренты: Чарльз Роллс и Фредерик Ройс.
С этого момента началась новая глава в истории Bentley – о гоночных успехах в ней не было ни строчки, но легенда о самых роскошных спортивных машинах в мире, собираемых вручную по тем же стандартам качества, что и лимузины Rolls-Royce, продолжает жить. Это, по сути, и были массивные многолитровые Rolls-Royce’ы, но с более мощными моторами, улучшенной управляемостью и буквой "В” на эмблеме. Ни одна другая машина не способна была перевозить своих ездоков на большие расстояния, сочетая быстроту и комфорт.
Считается, что в закате Rolls-Royce и Bentley в 90-х годах виноват Mercedes со своим приснопамятным "шестисотым” S-класса. Но выгоду извлекли, как ни странно, BMW и Volkswagen, раскупившие по дешевке "фамильное серебро” англичан. Баварцам достался Rolls-Royce, компании из Вольфсбурга – Bentley.
Но этот оскорбительный для любого британца факт отнюдь не означает конца двух великих марок. Наоборот, получив разных владельцев, Rolls-Royce и Bentley снова начнут конкурировать почти как в добрые, старые времена. BMW пока интригует: о будущих Rolls-Royce’ах неизвестно почти ничего. А вот Volkswagen только что представил красивейшую модель Bentley Coupe GT. И, глядя на этот автомобиль, можно не сомневаться: легенде Bentley продолжает жить.
|